2021/02/02

D&D: Dружба и Dобродетели

 

«Сложность [стоицизма] в том, чтобы посмотреть на свою жизнь, как на мир капризного ребёнка, который играет в комнате с другими детьми. У каждого есть набор игрушек, но они хотят такие же, как у других, не задумываясь о том, будут ли от этого счастливы.» (Андрей Баумейстер)

Решил начать с этой цитаты, потому что поступил такой запрос: меня попросили сделать «мотивационную» лекцию о том, почему не нужно себя сравнивать с кем-то, как не бросать то, что нравится, не бояться пробовать себя в какой-то новой области, где другие люди уже сделали успехи, и как вообще жить, если не получается. К сожалению, всё, о чём будет ниже, вряд ли поможет тем, у кого за долгое время сложились и устоялись такие привычки мышления, которые без усердной и систематической работы не позволят ничего изменить в своей жизни и будут продолжать приносить страдания. Тем более, если есть необратимые органические нарушения, препятствующие "починке" мышления. Иначе было бы достаточно уже и одной этой цитаты, ведь она как раз об этом: сравнение себя с другими – очень популярная причина страданий. Ну и раз одна из тем данного обращения – поиск и раскрытие талантов, то будем трактовать приведённую выше цитату следующим образом: твои игрушки – это твои задатки и таланты, которые ты можешь реализовывать и испытывать от этого удовольствие, они ничем не лучше и не хуже, чем у другого. Они могут отличаться количественно (навык, тренированность, мастерство, стаж), но не качественно: нет такого закона, по которому одно дело должно считаться хуже другого, при условии, что оба занятия сами по себе не являются вредоносными. И если у кого-то есть что-то, чего у тебя нет, то это не означает, что этот человек лучше тебя.

Но не всё так просто.

С годами у нас накапливаются патологии мышления, часто ещё заложенные в детском и подростковом возрасте, когда мы только учились узнавать, что и как должно быть, как правильно, кто лучше или хуже кого-то по каким-либо причинам. Далеко не всегда представляется возможным искоренить их собственными силами: иногда может понадобиться помощь, например, психотерапевта. Я не психотерапевт. Также я не могу себе сейчас позволить (и не хочу) быть директивным, авторитарным, оказывать некоторое давление в той степени, в какой это необходимо для тренировок навыков по работе с мышлением и поведением (даже с учётом того, что это в итоге идёт на сокращение количества и интенсивности страданий и на повышение качества жизни). Поэтому в данном случае, в рамках этой записки, оставляю за собой преимущественно пассивную роль: рассказчика, но не воспитателя или КБТ-терапевта, информирующего, а не направляющего. Главное – не навредить. Моё дело – рассказать что-то новое или напомнить об уже известном. Всё остальное (как те или иные слова будут восприняты и смогут ли пробиться через привычки, сформированные по каким-либо причинам) мне уже не подконтрольно.

Заявленные вопросы когда-то были актуальны и для меня. К несчастью, нет какого-то универсального ключа к этим проблемам, который подошёл бы всем, но говорить я могу только из своего опыта. В таких ситуациях на чужих ошибках обычно учиться не получается. Кратко о нём есть вот здесь: https://kraism.blogspot.com/2019/11/ultima.html И, учитывая этот опыт, было бы странно, не обратись я здесь опять к теме добродетелей. Ведь добродетели – наш главный ресурс, призванный для борьбы со страстями (у "страстей" тот же корень, что и у "страданий", и оба слова являются переводами греческого πάθος, так что я использую то одно, то другое в зависимости от того, что больше впишется в каждый конкретный контекст; в аналогии с игрушками это особенно ярко заметно: страсть как сильное желание, желание чего-то, что нам не нужно, легко прибавляет страданий). Снова процитирую Андрея Баумейстера:

«Сегодня для нас понятие добродетелей почти утеряно, но для основателя стоицизма Зенона и позднее других известных стоиков Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия наличие кардинальных добродетелей: умеренности, мужества, мудрости и справедливости в стремлении к общему благу являлось неотъемлемой частью пути к достижению внутренней гармонии – атараксии, то есть невозмутимости и спокойствия духа. Как сказал философ Олег Хома – “вы не знаете, что такое хорошо, потому и не знаете причины избавления от страданий”. И это четвёртый урок стоиков – важно то, что я добродетелен, и это единственное, чем я владею. Стоицизм не даёт лёгкого способа разрешения внутреннего кризиса, но предлагает инструменты для сотворения собственной картины мира, которая способна выстоять перед любыми ударами судьбы, при этом быть готовой принимать устройство мира таким, какой он есть. Правда, для этого нужно немало потрудиться. И насколько мы к этому готовы, зависит от нашего желания – стать самим собой.»

Легко заметить, что все четыре кардинальные добродетели являют собой навыки мышления, способность углядеть середину между крайностями: между излишком и недостатком (что вообще является определением добродетели по Аристотелю), пассивностью и безрассудством, полным невежеством и преувеличенной оценкой своих знаний, вседозволенностью и формализмом. Это только один из вариантов определения этих середин, но возможны и другие. Предлагаю перед дальнейшим чтением подумать, серединами между какими ещё крайностями могут являться эти добродетели.

Практика добродетелей всегда начинается с практики мышления. Учась мыслить и направлять мышление на благо, мы разрушаем старые патологии в мышлении, учимся понимать себя, других людей и мир вокруг нас, устанавливать связи между отдельными его элементами, знаниями, представлениями и ценностями, находить смысл вещей и самостоятельно их смыслом наделять. Это и есть инструменты работы над мировоззрением. И чем более полная, осмысленная и гармоничная картина мира формируется, тем более осмысленным и посильным будет происходить поиск себя, своего места в мире, раскрытие своих талантов и призвания. Это путь к тому, чтобы стать счастливым достойным человеком, непосредственное авторство своей биографии, своей истории.

Чем опасно пренебрежение трудом по формированию картины мира? В очередной раз вторя Андрею Баумейстеру, скажу, что это чревато потерей себя, утратой фундамента и ориентиров, смыслов, это приводит к внутреннему разладу и дисгармонии. То есть, это не только означает вынужденность жить скучной и непонятной жизнью, полной неразрешаемых проблем, но и прямая дорога к душевным расстройствам, а следовательно, к ещё большему увеличению страданий.

Навыков и качеств, помогающих на пути к целостной и наполненной смыслами картине мира, огромное множество, все я даже не попытаюсь охватить и остановлюсь ненадолго на нескольких, на которые обратил более пристальное внимание в виду личных обстоятельств и жизненного контекста тех людей, благу которых я стараюсь способствовать особенно.

О значимости умения быть благодарным последнее время можно услышать всё чаще. Важно учиться, если есть такая необходимость, переключать фокус, точку приложения эмоциональных сил со злости, гнева, желания отомстить, зависти, подозрительности и недоверия к одним людям (которые сделали тебе какое-то зло) на благодарность к другим (кто сделал что-то доброе). Мало того, что это способствует улучшению эмоционального состояния, но и улучшает качество сна и снижает выраженность различных болезненных симптомов. Можно даже вести дневник благодарности, а рекомендации по его ведению можно взять, к примеру, отсюда: https://greatergood.berkeley.edu/article/item/tips_for_keeping_a_gratitude_journal Как важный момент обозначу один из принципов: полезно обращать внимание на то хорошее, что мы принимаем за должное.

Чем полезно вообще вести дневники? Это поможет организовывать мысли, мыслить стройнее и последовательней, это облегчает усвоение опыта, помогает осмыслять происходящее, наделять смыслами события в твоей жизни (а следовательно, и саму жизнь), способствует лучшему созданию смысловых связей, созданию более целостной картины мира.

Помимо этого можно ещё вести дневник эмоций, если есть проблемы с их контролем (когда эмоции тебе неподконтрольны и негативно влияют на твоё поведение). В интернете легко найти, так что прикладывать не буду.

Следующий навык более очевидный и простой, но о нём часто забывают, особенно когда в целом показано иногда чем-то отвлекаться в терапевтических целях. Это "информационная гигиена". Если совсем по-простому, то этот навык формулируется так: хорош часами напролёт листать ленту! Соблюдать чистоту и порядок у себя "в голове" не менее важно, чем чистоту и порядок тела и дома. Внимание и время – очень ограниченные и невосполнимые ресурсы. Если во время нужды в устроении порядка в мыслях и эмоциях мы вместо того, чтобы целенаправленно прикладывать имеющиеся силы на оздоровление мышления, тратим время, уделяя внимание различному информационному мусору, который не только не окажет благотворного влияния, но и имеет потенциал активировать какие-нибудь триггеры, то можем лишь усугубить положение. Важно стараться не отвлекаться на пустой контент без необходимости (иногда правда полезно переключить мысли и чувства на что угодно не вредное само по себе, уводящее от негативного психоэмоционального состояния), даже если кажется, что сил нет. Если не "отобрать" их у своей подавленной части, то она только продолжит забирать всё больше. Самая большая сложность здесь в том, что развитие навыков по высвобождению "захваченных" сил тоже требует усилий и есть опасность без внешнего вмешательства не суметь вылезти из всё сильнее засасывающего болота.

Хорошее подспорье в борьбе за собственные силы (а также большая часть работы над собой) – это источники их восполнения. Смыслы и интересы. И именно над этим следует работать, когда есть ощущение присутствия сил, чтобы и резерв больше был, и можно было бы восстанавливаться большим количеством способов. Даже если у тебя нет "великих" глобальных целей и ультимативного смысла жизни, то это не значит, что нужно отворачиваться от любых маленьких дел и занятий, которые тебе нравятся. Это может быть что угодно, что как минимум не вредит: игры, чтение, общение с друзьями, готовка. Дело первой важности – удовлетворение процессом (он – самоцель), а не осязаемый результат. Мотивация в случае дел, которые интересны тебе сами по себе, – это сам интерес, а не цель, для которой ты этим занимаешься. В относительно стабильном состоянии, когда как минимум часть работы по формированию мировоззрения уже совершена, наличие смыслов и осуществление интересов – это именно то, что делает тебя счастливым. Если ощущение счастья и удовольствия пока очень нестабильно и из него легко провалиться обратно в чёрную липкую пучину подавленности, грусти и пустоты, то особенно важно при этом избегать излишних "пустых" трат времени на информационный мусор, отвлекающий от того, что интересно и нравится. И пока это необходимо, напоминай себе: ты делаешь то, что для тебя самоценно не для того, чтобы кому-то угодить или соответствовать чужим ожиданиям, а потому что тебе это нравится, тебе это интересно. И чем больше у тебя интересов и чем плотнее они интегрированы друг в друга, тем целостнее твоя личность и тем ты счастливее. Без фанатизма, конечно же. Не нужно пытаться насильно заинтересовать себя всем на свете и надеяться, что таким образом автоматически счастье обретётся.

Добавлю ещё следующее. Так же как ты, надеюсь, не обсецениваешь интересы других людей, ни во что не ставь попытки других определить твои занятия как глупые, бессмысленные и бесполезные. Никто не имеет права обесценивать то, что делает тебя счастливее. Особенно, если эти люди не блещут гибкостью ума и среди их увлечений нет ничего, связанного с творчеством и развитием.

А закрою тему информационной гигиены такой самоочевидной оговоркой. Делиться инфомусором с другим человеком – это неуважение к его времени и интересам. Но ты не делишься инфомусором, если уже его не потребляешь и умеешь уважать себя. :) Подкреплю это ещё и цитатой Владимира Соловьёва (не религиозного философа XIX века и не того, что из телевизора вещает, а известного в некоторых кругах как Братец Ву):

«Долг каждого цивилизованного человека – ответственно относиться к тем идеям, что он впускает в свой разум и которыми делится с другими.»

Ну и, думаю, не стоит уточнять, но на всякий случай уточню, что определение и состав информационного мусора зависит от твоей инфосреды и сообществ, в которые ты входишь и с которыми соприкасаешься.

А существует ли такой контент, который независимо от среды можно считать если не вредным, то как минимум бесполезным? Вполне. Но это уже несколько другая тема – дисциплины и достоинства. Не на этот раз. А вот к теме цивилизованности я ещё вернусь.

Теперь немного о совсем банальных, но не менее важных вещах. Если доводилось читать «12 правил жизни» Джордана Питерсона, то будут заметны параллели: эта секция – про то же самое, что у него в книге.

Любое обучение требует времени, в том числе и самообразование, научение работать над собой, своей картиной мира и привычкой видеть себя человеком, имеющим права становиться лучше не за какие-то заслуги, а по-умолчанию. Чтобы лучше организовывать время, важно ввести ритм в жизнь, упорядочить режим дня. Примерно в одно и то же время ежедневно есть, спать, дела делать. Так уж устроен человеческий организм, что у него есть ритмы. И лучше их не расстраивать. Режим дня положительно сказывается как на физическом здоровье, так и на психическом.

Весь этот текст начался с проблемы, связанной со сравнениями себя с кем-то другим. И навык, напрямую связанный с проработкой это беды, – это напоминать себе выводить из зоны внимания других, и если очень уж хочется посравнивать, то подвергать сравнению не себя и кого-либо ещё, а себя из настоящего и себя из прошлого, когда ещё даже не предпринимались попытки упорядочить свою жизнь и мышление или когда ты был на шаг позади нынешнего состояния.

Сосредоточиться следует в первую очередь на том, что значимо и актуально именно для тебя. Проявлять внимание к более глобальным проблемам и умение смотреть за пределы своих личных забот – это признак зрелого достойного человека, но пока не решены проблемы, напрямую и постоянно уменьшающие качество вот конкретно твоей жизни, не стоит пытаться исправить что-то, что сломалось на уровне какого-либо сообщества, государства и мира. Борьба с несправедливостью – это процесс, протекающий уже не первую тысячу лет, постоянно меняющийся, но у нас нет и десятой доли этого времени в рамках одной жизни, поэтому нельзя откладывать работу по становлению счастливым человеком. В свою очередь, это не значит, что большие проблемы не стоит обсуждать. А если есть реальная возможность помочь кому-то другому (одному человеку или группе людей) без ущерба себе, то ей не стоит пренебрегать. Добродетель жертвенности заключается в том, чтобы помогать, не оказываясь в положении, когда уже ты в результате этого будешь нуждаться в помощи.

Важное уточнение. Счастье – это не вечное состояние радости, не постоянное приподнятое настроение и не перманентное удовольствие. То, что ты переживаешь о проблемах более высокого порядка, чем свои собственные, не препятствие для счастья. На всякий случай оставлю тут свою заметку о том, как я вообще понятие "счастье" рассматриваю: https://kraism.blogspot.com/2020/03/20200328.html

Конечно, одному всем этим заниматься, самостоятельно расти и в одиночестве строить картину мира – непосильная задача. Хороший вариант учителя, наставника, помощника и друга – это хорошие книги, записи лекций, различные мероприятия, посвящённые интересующим темам. Только тут ещё прибавляется задача по проверке авторитетности и адекватности выбранных источников, а это тоже дополнительная работа. Лучшим вариантом друга, учителя и наставника окажется живой человек (а лучше – несколько), так же заинтересованный в развитии, решении проблем, наполнению жизни смыслом и борьбой с потерянностью, пустотой, бессмысленностью, желающий искоренять невежество (в первую очередь – в себе), подавленность, неудовлетворённость собой, жизнью и миром, заинтерсованный в помощи другим на этом пути.

В начале, особенно в начале, может быть очень сложно. Может возникать отторжение, то самое чувство, что нет никаких сил и нет смысла что-либо делать, будет казаться, что это какое-то совершенно ненужное насилие над собой. В таком случае, когда собственной мотивации не хватает, фигура живого учителя-друга важна как никогда.

Это должен быть такой человек, который будет способен видеть в тебе лучшее и будет стараться, если надо и в меру своей компетентности, направлять, подсказывать подходящие материалы, обсуждать, не бояться дискутировать и прояснять возможные вопросы, в меру своих сил, терпения и прочих внутренних ресурсов помогать осваивать и закреплять навыки, необходимые для решения какой-либо проблемы. Он может видеть и тебя нынешнего, и тебя лучшего (это не значит, что ты под чужим влиянием перестанешь быть собой. Это значит, что ты, оставаясь собой или всё ещё ища себя, станешь внутренне богаче). Он позволяет тебе расти. Обретя такого друга, самое ценное, что ты можешь сделать (и это же будет лучшей благодарностью) – это позволить себе развиваться по мере сил, позволить себе быть лучше, научиться относиться к себе и принять себя как человека, который не хуже других и достоин счастья. Но это тоже отдельный навык – уметь себя любить, который не так просто развивать, особенно если длительный прошлый жизненный опыт научил тому, что это право надо заслужить. Друг же поможет направлять и удерживать внимание не на недостатках, недовольствах и страданиях, а на том, что может благотворно влиять.

Но это в идеале. А люди, в том числе друзья и учителя, не идеальны. Однако, то, что описано выше, – это пример того, как люди в принципе должны относиться друг к другу. Так что выбирать в своё окружение, в сферу общения следует таких людей, кого можно было бы назвать другом, кто хочет и старается дружить, кто не имеет цели навредить и не вредит, хоть и не намеренно, но регулярно и патологически.

Если в чём-то появляются трудности, то лучше честно об этом говорить. И с учителем, и с другом, и с любым близким человеком. Иногда даже не близким, если это уместно в ситуации. Если кто-то, особенно кто-то из друзей, проявляет интерес, нет ничего плохого в том, чтобы поведать ему о проблемах и обговорить их. В общении вообще очень полезно обговаривать и прояснять любые моменты, которые могут быть неоднозначно поняты, неверно истолкованы. И всегда, особенно в обсуждении спорных вопросов с незнакомыми людьми, следует помнить, что другой человек может знать что-то, что неизвестно тебе, иметь такой взгляд на вопрос, который тебе не был открыт ранее; для кого-то может быть открытием то, что для тебя очевидно.

Иногда в общении с другими может случаться столкновение мировоззрений: конфликт интересов, идей и ценностей. Это призыв из-за пределов зоны комфорта. Такая встреча, как и любая другая – это потенциал к изменениям, к обогащению, большему облагораживанию своей картины мира. Это потенциал к образованию, к расширению интересов и компетенций, и расширение зоны комфорта (зачем из неё выходить, если её можно расширить, ну правда?), а следовательно, и уменьшение возможных причин дистресса.

Принятие [в таком процессе общения, при "встрече миров"] полезного нового и отсеивание вредного – это и есть образование. Так как это не только тренировка навыков борьбы со стрессами, но и новые возможности достроить и укрепить своё мировоззрение, то это отличная возможность повысить собственное понимание себя и мира. Это не попытка жить, как кто-то другой, а усвоение опыта другого. Только так возможна цивилизация. А мы ведь хотим быть цивилизованными достойными людьми, которые способны друг друга уважать, понимать позицию и ситуацию другого и не прибегать к варварским методам решения конфликтов? Думается, если бы все хотели и старались ими быть, то проблемы и вопросы, из которых родился этот текст, не стояли бы так остро…

Цивилизация возникает как большая история построения себя на опыте прошлого. И это ни в коем случае не означает невозможность индивидуальности. В большой истории всегда есть множество историй поменьше, которые ничуть не менее важны. Ведь это наши истории. Истории наших проблем, бед, роста, преодоления трудностей, радостей, дружбы и счастья.

Люблю, когда нарратив замыкается. Словно мы вышли из точки А, из дома, с определёнными вопросами и нерешёнными проблемами, прошли некоторый путь и вернулись домой. Проблемы сами собой, естественно не решились, но в путешествии мы могли найти какие-нибудь инструменты, которые могут пригодиться в их решении. Надеюсь, нашлись. Ну или хотя бы интересно погуляли. :) Как минимум я прошёлся по двум своим основным темам: дружба и добродетели. А раз мы начали с того, как сложно найти себя и не бросать это дело, то закрываю я этот текст цитатой Аласдера Макинтайра:

«Люди – существа, рассказывающее истории. Это значит, что я могу ответить на вопрос "Что мне делать?", только если знаю, частью какой истории (или каких историй) являюсь.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий