2021/08/09

«Здесь и сейчас» (комментарий параллельно комментарию А. Бауместера к Марку Аврелию)

 http://andriibaumeister.com/?p=2384

Неспешно, Андрей Баумейстер продолжает комментировать Марка Аврелия. Мне доступ к комментариям под его постами закрыт, да и расписался так, что на скромный комментарий это уже не тянет. Так что оставлю это отдельно.

Неудивительно, что сегодня так многие страдают из-за разрыва с настоящим. Кто-то погружён в ностальгию или переживание травм прошлого, которого уже нет. Кто-то грезит будущим, которое может не случиться, или откладывает «сейчас» на потом, которое легко ускользает. Да и в настоящем сегодня всё больше отвлечений, увлечений и развлечений, чем было во времена Марка Аврелия, за что спасибо так называемой массовой культуре и развитию технологий.

Неудивительно так же то, что сегодня многие психотерапевтические практики (в частности, разные направления третьей волны когнитивно-поведенческой терапии), то, что в наши дни призвано с целью научить людей жить (мыслить и вести себя) так, чтобы меньше страдать, включают в себя практику «осознанности», соединения мыслей и настоящего, текущего момента.

Удивительно скорее то, что этот вид терапии, даже по словам одного из его родоначальников (Аарона Бека, который, к слову, до сих пор жив и в июле отметил своё столетие), начался со впитывания различных античных философских традиций и практик, в том числе стоицизма, с постановки человека в «здесь и сейчас», но со временем разросся множеством новых течений, которые иногда несколько преображали изначальные положения, и не факт, что усилили. Некоторые направления КПТ третьей волны стараются быть предельно нежными, осторожными и не директивными, но тем самым позволяют произрастать слабости («меня слушают, понимают и принимают, мне от этого уже легче, так что можно продолжать в том же духе и не бояться, что придётся делать что-то сверх этого»); позволяют человеку принять, что не он плох сам по себе, что это с ним сделали плохое, сгладив ненависть к себе, но могут сильным акцентом на это лишить его возможности взять ответственность за себя сейчас в свои руки («меня испортили одни, а починят пусть другие»).

Конечно, терапевт, который действительно хочет помочь (и хочет учиться это делать), не будет придерживаться крайностей: не будет относиться к человеку, пришедшему за помощью, как к ничтожеству, которого следует подчинить, и не будет помещать его в предельно комфортную среду, в которой от человека ничего не требуется для исцеления. Грамотные терапевты изучают многие практики, сочетают различные подходы, не ограничиваясь КПТ, и находят тот индивидуальный путь к человеку, где станет возможно настоящая встреча, настоящая дружба, из которой ищущий помощь сможет вынести те вопросы, которые сформируют поле его исканий в «здесь и сейчас».

Я не зря говорю о дружбе. До психоанализа, отца любой психотерапии, люди как-то жили. И нет, психотерапевты не заменили священников, к которым можно было прийти исповедаться и обсудить то, что тяготит. Раньше терапия сама собой происходила как побочный продукт в общении друзей, лично или в обмене письмами. Мы можем это заметить, когда читаем переписки былых времён.

XX век  обозначился упадком массового духа, а вместе с тем и духовной дружбы. После периода чудовищных войн мир разделился на две условные половины с двумя главенствующими идеологиями, заменившими культуру, без которой никакая подлинная любовь-дружба невозможна. В одной половине друзей заменили безликими товарищами, строительными кирпичиками-клетками утопии, по определению невозможной. В другой – протестантская трудовая этика выродилась в культ эгоистического индивидуализма, где если у меня и есть «друзья», то только полезные практически, способные помочь мне построить свою Американскую Мечту. А потом родилась массовая, поп-культура.

Сегодня с этим, с одной стороны, попроще: главенствующих идеологий больше нет, хотя их «призраки» ещё дают о себе знать, а главные их ценности (скорее даже цели) всё ещё сохраняются в образах «успешных людей». С другой стороны, благодаря массовой культуре, подлинной дружбе труднее дать ростки на почве, где так много увлечений, развлечений и отвлечений, что легче быть «друзьями» по интересам: вместе фанатеть по общей манге, вместе слушать определённые стили музыки, вместе заниматься в спорт-зале по выходным. Если общение таких «друзей по интересам» выходит за рамки того места и времени, где они свои общие интересы осуществляют, если происходит культурный, духовный обмен, если друг не только играет с тобой в Доту, но один другому может в нужный момент и «за Сенеку пояснить», и дружеского метафорического пинка дать в нужном направлении, сказав, к примеру: «Да ладно тебе, это всё суетное и уже прошло, лучше посмотри, какое небо красивое! А знаешь, где ещё красота? В 22-й главе Евангелия от Матфея! Давай почитаем», а другой не обидится*, не воспримет это как тираническую попытку угнетателя переделать его в угодный для себя вид и обратить в своё мировоззрение, не посчитает друга плохим и не уважающим его чувства, то подлинная, исцеляющая дружба ещё возможна. Если этого не происходит или если этому мешает то, что один из двух (или оба) больше увлечён каким-то агрессивным дискурсом или чуждым ему мировоззрением, мнимым участием в решении якобы более важных вопросов** (транс-права, SJW, борьба с авторитетами просто потому что «а кто они такие, чтобы мне указывать», практика «культуры отмены», активная негативная предвзятость к незнакомому как к чуждому и опасному, или что угодно другое, только разводящее суету и множащее ненависть и страдания), чем решением собственных проблем, собственное исцеление, то тогда действительно больше ничего не остаётся, кроме как идти к психотерапевту. И надеяться, что он окажется достаточно компетентен, чтобы поставить нуждающегося «здесь и сейчас» перед лицом важного. И не обидит*. Иначе придётся искать другого, кто успокоит и послужит жилеткой и временным болеутоляющим. Но рано или поздно придётся пойти к тому, кто даст пинка, поставит тебя перед сомнением в справедливости твоих обид и заставит подумать, а почему же у тебя нет друзей.


* Как писал Джордан Питерсон, если ты чувствуешь обиду, то тут одно из двух: либо тебя действительно обидели и попытались использовать в своих целях, либо пора перестать ныть и обижаться на всё подряд и наконец уже заняться решением своих проблем.

** Как я часто говорю (не дословно, в разных контекстах), если тебя до глубины души будоражит то, что тебя в Инстаграме или Твиттере отказываются называть придуманными тобой местоимениями, то поздравляю, ты счастливый человек, решивший все более важные вопросы, радуйся! Если нет, то займись действительно важным. Скорее всего, проблема местоимений сама отпадёт. Если не отпадает, то продолжай отсеивать неважное до тех пор, пока не останется только необходимое, без чего никто никогда ни в какие времена не мог жить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий